Михаил Булгаков всегда увлекался творчеством Гоголя. И любой осведомленный читатель «Мастера и Маргариты» сможет подтвердить, что этот роман во многом запечатлел влияние Николая Васильевича на Михаила Афанасьевича.
Помните "птицу-тройку" Гоголя и "коней" Булгакова?
"Кони уже неслись над крышами Москвы.
– Я хочу попрощаться с городом, – прокричал мастер Азазелло, который скакал впереди. Гром съел окончание фразы мастера. Азазелло кивнул головою и пустил своего коня галопом. Навстречу летящим стремительно летела туча, но еще не брызгала дождем.
Они летели над бульваром, видели, как фигурки людей разбегаются, прячась от дождя. Падали первые капли. Они пролетели над дымом – всем, что осталось от Грибоедова. Они летели над городом, который уже заливала темнота. Над ними вспыхивали молнии. Потом крыши сменились зеленью. Тогда только хлынул дождь и превратил летящих в три огромных пузыря в воде.
Маргарите было уже знакомо ощущение полета, а мастеру – нет, и он подивился тому, как быстро они оказались у цели, у того, с кем он хотел попрощаться, потому что больше ему не с кем было прощаться. Он узнал сразу в пелене дождя здание клиники Стравинского, реку и очень хорошо изученный им бор на другом берегу. Они снизились в роще на поляне, недалеко от клиники.
– Я подожду вас здесь, – прокричал Азазелло, сложив руки щитком, то освещаясь молниями, то пропадая в серой пелене, – прощайтесь, но скорее.
Мастер и Маргарита соскочили с седел и полетели, мелькая, как водяные тени, через клинический сад."
Коростелев рассказывает о близости Булгакова и Гоголя: "В одном из писем он (Булгаков) восклицает, обращаясь к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью!», подразумевая памятник Н.В. Гоголю в граните и бронзе, созданный скульптором Н.А. Андреевым и открытый в 1909 г., к 100-летнему юбилею писателя, на Пречистенском (Гоголевском) бульваре в Москве.
Но удивительная связь между судьбами этих писателей продолжалась и после их смерти. На Новодевичьем кладбище в Москве их могилы рядом, хотя вряд ли так должно было быть. Ведь Гоголя похоронили 24 февраля (7 марта по ст.ст.) 1852 г. на кладбище Данилова монастыря в Москве.
…Видный публицист и общественный деятель своего времени И.С. Аксаков, сын С.Т. Аксакова, автора известной всем книги «Детские годы Багрова-внука», по долгим и трудным дорогам привез из Крыма две глыбы ноздреватого камня. Один из них должен был послужить основанием для креста (голгофы) на могиле великого актера М.С. Щепкина, второй — Гоголя. На могиле писателя был установлен бронзовый крест, стоящий на крымском камне, и черное мраморное надгробие, на котором высечены слова из книги пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся...», так полно выразившие смысл творчества Николая Васильевича. В 1931 г. Даниловский монастырь закрыли, прах Н.В. Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище. На могиле установили бюст работы скульптора Н.В. Томского с надписью «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Камень, служивший основанием голгофы, был также перенесен на Новодевичье кладбище, но лежал невостребованным возле мастерских. В поисках подходящего надгробия для могилы своего мужа его обнаружила вдова М.А. Булгакова. Она выкупила камень и установила на булгаковской могиле. Парадоксальным образом сбылись вещие слова: «Учитель, укрой меня своей шинелью»".
Комментариев нет:
Отправить комментарий